ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

Поделиться
 

 Греческие боги

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Михаэль

Михаэль


Профиль
СообщениеТема: Греческие боги   Греческие боги EmptyЧт Апр 26, 2012 6:30 pm

Цитата :
Посейдон-бог моря.
ть
Посейдон, Посидо́н или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o[1], беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии[2] бог морей. Второй сын Кроноса и Реи[3], брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т. д.
Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его[4]. По версии, Кронос бросил его в море[5]. Воспитан на Родосе тельхинами[6].

Изготовил медную дверь для Тартара[7]. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли[8].

Существует несколько преданий о споре Посейдона за города с другими богами. Наиболее известен спор за Аттику с Афиной[9]. Споря за Аттику, Посейдон ударил трезубцем в берег и произвел коня[10]. Проиграв спор, он хотел затопить её, но Гермес по приказу Зевса запретил[11]. Также судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду[12], с Зевсом за Эгину[13], с Дионисом за Наксос[14], с Аполлоном за Дельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф[15] (согласно Евмелу)[16]. Все эти тяжбы морской бог, разумеется, проиграл, кроме коринфской.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с Герой и Афродитой (или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина[17]), но потерпел поражение и был спасён Фетидой.

В наказание за заговор против Зевса вместе с Аполлоном служил Лаомедонту[18]. Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены в Трое[19], а когда царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей. Согласно Филохору, на Теносе почитается врач Посейдон, ибо его храм там воздвигнут по оракулу Аполлона[20].

В Троянской войне он был на стороне ахейцев. Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил Оилида. Затем Посейдон преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. Превратил в скалу корабль феаков[21].

Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Культ Посейдона был широко распространён во всей Греции, особенно в прибрежной части и на островах. Его храмы стояли на высоких мысах и перешейках.

Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Изображали его могучим мужем, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.

Родственники
Брат Зевса, Аида, Геры, Деметры, Гестии.

Цитата :
Зевс-бог Олимпа.
Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий»[1]) — в древнегреческой мифологии[2] бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи[3] (согласно Гомеру, старший сын[4]). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец).

Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.
Рождение

Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью»[5].Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте[6], или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запеленатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите[7]. Новорожденного Зевса купали в реке Лусий в Аркадии[8]. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно[9].

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амальфеи. Также на Крите его кормили пчелиным медом[10]. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе[11]. По преданию, пещеру охраняли стражники, и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того чтобы это не услышал Кронос.
[править]
Борьба за власть

Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр.

По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орел[12]. На скипетре Зевса орёл[13]. Когда Зевс выступил против Крона, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием[14].

Затем вместе с Зевсом они начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 10 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.
[править]
Правление

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.
[править]
Убитые Зевсом
Адимант. Перуном.
Сыновья Ликаона. Перуном.
Актеон (версия).
Амфиарай. Зевс сделал его бессмертным.
Аристодем. (версия)
Асклепий. Перуном.
Иасион. Перуном.
Идас. Перуном.
Исхий. (версия)
Кампа. Чудовище.
Капаней. Перуном.
Макело с Кеоса и её муж Телхин.
Менетий (титан). Низвергнут в Тартар.
Мимант (гигант).
Пандарей. Превращен в камень.
Порфирион (гигант). Перуном.
Салмоней. Перуном.
Тантал. Перуном.
Тифон (сын Геи).
Фаэтон.

Асопа он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в Дельфах.

Цитата :
Дионис-бог виноделия.
Дио́ни́с[* 1] (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo[* 2], лат. Dionysus), Вакх (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) — в древнегреческой мифологии[* 3] младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса)[* 4].

В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber), встречается также имя Ба́хус (лат. Bacchus)[* 5].
Мифы о Дионисе

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять[1]:
Сын Зевса и Персефоны.
Сын Нила, убил Нису.
Сын Кабира, царь Азии, в его честь празднества Сабазии.
Сын Зевса и Селены, в его честь орфические празднества.
Сын Ниса и Фионы, учредитель Триетерид.
[править]
Рождение Диониса
[править]
Старший Дионис
Основная статья: Загрей
[править]
Классическая версия

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы[2], дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом[3].

Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами[4]. Или родился на склонах Дракана (Крит)[5].
[править]
Альтернативные версии

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере[6].

Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов[7].
[править]
Воспитание Диониса

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.

Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.

Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом).[8]. Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща[9]. Воспитан в пещере на Нисе[10]. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.
[править]
Дионис и безумие

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад[11] и бродил по землям Египта и Сирии[12]. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.

В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо[13].
[править]
Индийский поход

Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трехлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества[14]. Первым навел мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща[15]. О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен[16]. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребен[17].
[править]
Сошествие в Аид

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн[18]. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.
[править]
Плен у Тирренских пиратов

Во время плавания Диониса с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет), триеру которых он по неосторожности нанял.[19]

Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов.[20][21][22][23]
[править]
Брак с Ариадной

Дионис и Ариадна

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
[править]
Другие предания

Кроме вина, Дионис изобрел «пиво»[24].

Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева[25].

Диониса почитали арабы[26]. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла[27].

Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо[28].

По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере[29].

Цитата :
Деметра-богиня земледелия.
Деме́тра (др.-греч. Δημήτηρ, также Δηώ) — в древнегреческой мифологии[1] богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te[2].

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также ее называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — Персефона — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида[3]. Сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы.

По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос[4] и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону[5]. Зевс соблазнил ее в образе змеи[6]. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо[7]. Посейдон соблазнил ее в образе коня[8] (см. ниже).

Получила от Аида как брачный дар Сицилию[9] (её могут также называть родившейся на Сицилии[10]).

Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров[11].

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы[12].
Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что ее поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку[13]. Она посетила Иду[14]. Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах[15].

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфион. Здесь ее в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея[16]. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели ее в дом отца.

Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, от чего по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять свое кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила ее улыбнуться[17].

Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребенка бессмертным, заворачивала его в пеленки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребенка. По одной из версий ребенок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своем божественном обличие и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в черном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната[18], чтобы в определенное время года она возвращалась к мужу[19].

Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.

В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.
[править]
Эпитеты Деметры
Анфея — имя богинь[20] — эпитет Деметры как матери Евбулея[21].
Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры[22].
Геркинна — эпитет Деметры[23].
Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах[24].
Део («Део конеродная») — имя Деметры[25] в пророчестве Пифии аркадянам[26].
Деоида — Деметра либо ее дочь, соблазненная Зевсом в облике змеи[27].
Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры[28], святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония[29].
Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло[30].
Каллигения — эпитет Деметры[31].
Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
Просимна — эпитет Деметры[32].
Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, ее статуя в Сицилии[33]. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»)[34].
Фесмофора («Законодательница/Закононосительница») — эпитет Деметры[35]. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт[36]. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах[37]. Также есть божество Фесмодотейра[38].
Фурия (Турия) — эпитет Деметры[23].
Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры[39].
Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырех коров[40]. В Спарте ее культ основан Орфеем[41].
Эннея — эпитет Деметры[23]. От места похищения Персефоны.
Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия). Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и ее называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чье имя нельзя разглашать непосвященным, и коня Ариона[42].
[править]
Культ и праздники Деметры

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э.[43] В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра[44].

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.
Фесмофории — празднества в честь Деметры[45].

Цитата :
Гефест-бог огня.
Гефе́ст (др.-греч. Ἥφαιστος) — в греческой мифологии[1]бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно: a-pa-i-ti-jo (Гефест?)[2].
Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия[3], из бедра Геры[4], в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно[5]. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида[6]. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу[7]. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп[8]. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на Лемнос, покалечив ноги, отчего стал хромым[9].

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную Гебу. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов[10]), он преследовал Афину[11], Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний[12].

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос[13]. Он связан с мифом об Орионе[14]. Служил некоему смертному мужу[15].

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги[16]. По Гомеру, супруг Афродиты. По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.
[править]
Эпитеты и отождествления Гефеста
Амфигей — 'обоюдо-хромой' или 'обоюдо-суставный'. Эпитет Гефеста[17].
Киллоподион — 'криво-ногий'. Эпитет Гефеста[18].
Кандаон (Кандей). Имя Гефеста[19]. Подарил Пелею меч, который тот отдал Неоптолему и которым была зарезана Поликсена.

В римской мифологии греческому Гефесту соответствует Вулкан.

Когда боги бежали в Египет, Гефест превратился в быка.[20]

Согласно греческим филологам, чьё мнение приводится в речи Котты, было четыре Гефеста:[21]
Рождён Ураном, от него Афина родила Аполлона — покровителя Афин (по Иоанну Лиду, сын Урана и Гемеры[22]).
Рождён Нилом, египтяне называют его Фта.
Сын Зевса третьего и Геры, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе.
Сын Мемалия, жил на Вулкановых островах у Сицилии.

Вернуться к началу Перейти вниз
https://ocwade.forum2x2.ru
 

Греческие боги

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Д.В.О. :: Теория :: Бестиарий :: Греческие боги-